Известно, что кино в Россию завезли французы. Было это в начале 1896-го. С этого момента и берет свое начало история кино в России — это первые документальные опыты бывших фотографов, быстро освоивших операторское мастерство, и первая игровая лента под названием «Понизовая вольница» («Стенька Разин»), снятая в 1908 году. Автор «Понизовой вольницы» — человек и пароход Александр Дранков. Азартный и амбициозный фотограф, открывший свое собственное киноателье и снимавший как хронику с участием царской семьи и Льва Толстого, так и первые художественные фильмы и даже кинорекламу.

С этого момента слова «Камера! Мотор!» звучали с завидной частотой. От шедевров Сергея Эйзенштейна, Якова Протазанова, Александра Довженко, Льва Кулешова и других «великих немых» до первых звуковых. Примечательно, что отечественный кинематограф и заговорил, и обрел цвет стараниями одного и того же человека — Николая Экка, снявшего в 1931 году «Путевку в жизнь», а в 1936-м — «Груню Корнакову».

Кадр из фильма «Понизовая вольница»

Кадр из фильма «Советские игрушки»
Одновременно с художественным и документальным кино, то есть еще до революции, родилась и российская анимация. Впрочем, первым настоящим мультфильмом принято считать «Советские игрушки» Дзиги Вертова (1924). Дальнейшая история мультипликации неразрывно связана с именами пионеров Ивана Иванова-Вано, сестер Брумберг, Ольги Ходатаевой — художников-постановщиков анимационных сказок, экранизаций произведений Чуковского, Маршака, Сергея Михалкова, основателей «Союзмультфильма». А также с Уолтом Диснеем, который прислал в 1935 году копию своего мультфильма про Микки-Мауса на первый Московский кинофестиваль — и совершил тем самым настоящую революцию в советской анимации.
Великая Отечественная война стала едва ли не самым плодотворным для советского кинематографа временем. За четыре года появились сотни игровых и документальных картин, короткометражек и, конечно, уникальная хроника, по которой современное поколение и помнит о страшном военном времени. Проблематика и эстетика военных картин существенно изменилась по сравнению с мирным временем. Однако многие историки признают, что кинематограф военных лет был одним из самых свободных за всю историю советского кино.

Как только началась война, на фронт сразу же отправились кинооператоры, благодаря которым народ и того времени, и последующие поколения, могли иметь достоверные сведения о ходе боевых действий.

«Нас было 252 фронтовых кинооператора, снимавших на всем огромном фронте Великой Отечественной — от Баренцева моря до Черного. В боях погиб каждый пятый. Почти все оставшиеся в живых — ранены или контужены, иногда не единожды. Три с половиной миллиона метров кинопленки, отснятой нами за те 1418 дней войны, были, что называется, на „вес крови“. Теперь эта кинопленка на вес золота <…> Мы, фронтовые операторы, лезли очертя голову в самое пекло боя, чтобы снять настоящую войну, не думая в тот момент, что жизнь твоя может оборваться в одно мгновение», — вспоминал кинооператор Семен Школьников.

"На площади Киевского вокзала была студия "Союзкинохроника", где велось круглосуточное дежурство. Люди получали с фронта пленку, немедленно проявляли, немедленно монтировали. Это все сдавалось, естественно, наверх, где материал проверяли. Все понимали, что это воюет кинематограф и таким образом, то есть поднимает дух людей. Они давали картину сражений, причем, как правило, в первые годы войны это были очень трагические съемки", - подчеркивает киновед и историк кино Наум Клейман.
Одним из самых ярких документальных свидетельств той эпохи стал фильм «Разгром немецких войск под Москвой» Ильи Копалина и Леонида Варламова, произведенный на Центральной студии кинохроники на основе съемок 15 фронтовых операторов. Фильм монтировали днем и ночью, в холодных монтажных комнатах, не уходя в убежище даже при воздушных тревогах. Картина вышла на экраны в 1942 году и была удостоена Сталинской премии.

Фильм «Разгром немецких войск под Москвой» вышел и в американский прокат под названием «Москва наносит ответный удар». Картина Копалина и Варламова настолько потрясла американских зрителей и кинематографистов, что в 1943 году была удостоена премии «Оскар» за лучший документальный фильм. Это была первая награда Американской киноакадемии в истории российского кинематографа.

Титры из фильма "Разгром немецких войск под Москвой"

Афиша фильма "Иван Грозный"
Центральная киностудия стала местом съемок и для самого амбициозного фильма Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». Эйзенштейн в начале войны хотел снимать короткометражные фильмы для боевых киносборников и читал лекции о драматургии короткометражного сценария, ориентировал студентов ВГИКа на то, чтобы они использовали в своих военных короткометражках не только современные сюжеты, но и классическую литературу.

Но в 1942 году пришел приказ Сталина продолжать «Ивана Грозного», которого Эйзенштейн начал еще до войны. Сталин был заинтересован, чтобы фильм вышел, он, конечно, не мог предположить, что Эйзенштейн сделает обвинение самодержавию, а думал, что это будет что-то типа «Александра Невского».

Денег не было, съемочная группа совершенно невероятным образом умудрилась из Дома культуры сделать Кремль, Успенский собор, Царские палаты. Все это было выстроено из фанеры. Группа работала практически по ночам, потому что не было электроэнергии днем — она шла на военные заводы. Ночью, когда немного освобождалась энергия, ее давали на киностудию.
Съемочные павильоны не отапливались, и актеры вынуждены были надевать под костюмы дополнительную одежду. "Иногда в кадре видно, что из актерских ртов идет пар, потому что холодно было в павильоне, ничего не отапливалось. И актеры под эти боярские одеяния надевали толщинки, чтобы согреться. И только Николай Черкасов невероятным усилием воли в своих царских рубахах снимался без этих утепляющих толщинок. Но у всех было невероятное воодушевление, потому что все понимали, что это часть русской культуры. Они понимали, что фашисты хотят завоевать не только людей, богатство России, но и хотят уничтожить культуру. Эта картина, которая мобилизовала весь запас нашей культуры", - рассказывает Клейман.
В 1942 году был выпущен первый за время войны полнометражный фильм «Секретарь райкома» (режиссер Иван Пырьев) о борьбе народных мстителей с фашистскими захватчиками. Этой же теме посвящен фильм Фридриха Эрмлера «Она защищает Родину», вышедший на экраны в 1943 году. В нем рассказывалось о судьбе русской женщины (Вера Марецкая), возглавившей партизанский отряд. Тема патриотизма и мужества советских людей в годы войны стала центральной и в фильмах «Зоя» (1944, режиссер Лео Арнштам), «Нашествие» по пьесе Леонида Леонова (1945, режиссер Михаил Ромм) и «Человек № 217» (1945, режиссер Михаил Ромм).

Много картин снималось о бойцах и командирах Советской армии, о фронтовых буднях. В 1942 году вышла лента «Парень из нашего города», а в 1943-м — «Жди меня» (режиссеры Александр Столпер и Борис Иванов), обе по сценариям и пьесам Константина Симонова, оба фильма стали культовыми. В том же году на экранах появились «Два бойца» (режиссер Леонид Луков) со всенародно любимыми актерами — Марком Бернесом и Борисом Андреевым в главных ролях. Песни из этого фильма «Темная ночь» и «Шаланды, полные кефали…» стали поистине народными и до сих пор популярны.

Кадр из фильма "Она защищает Родину"
Съемки новых и новых фильмов шли все время, с самого начала войны и до ее конца. Кинематографисты работали в самых тяжелых условиях, когда не хватало не только необходимой техники и декораций для съемок — не хватало даже еды, чтобы накормить шатающихся от голода актеров.

На киностудии «Воентехфильм» снимались учебные фильмы. Самым легким и мобильным видом кино были короткометражные агитационные новеллы, объединенные в «Боевые киносборники». В этих небольших зарисовках прославлялись боевые качества советских воинов, воспевался непоколебимый дух советского народа, высмеивались трусость и жестокость фашистских оккупантов. Авторами этих киноальманахов были Григорий Козинцев, Владимир Юткевич и другие знаменитые кинорежиссеры; в съемках принимали участие Борис Чирков, Зоя Федорова, Фаина Раневская. В «Киносборнике № 4» к роли «письмоносицы» Стрелки из комедии «Волга-Волга» вернулась Любовь Орлова.

Работа над боевыми киносборниками велась и когда кинематографисты были отправлены в эвакуацию – на созданную в Алма-Ате Центральную объединенную киностудию (ЦОКС).

"В ноябре 1941 года был издан приказ, поскольку уже началась блокада, и "Мосфильм", и "Ленфильм" перевезли в Алма-Ату. Под них выделили дворец культуры, гостиницу. И такой домик двухэтажный – несколько лет назад я его видел, он еще стоял, на нем были мемориальные доски, но окон уже не было, он был расселен. Дом этот назывался "лауреатник". Там жили ведущие режиссеры - от Эйзенштейна до братьев Васильевых. Здание, где сейчас находится филармония, превратили в павильон", - рассказывает историк кино, редактор студии "Ленфильм" Александр Поздняков.

Работа по созданию фильмов шла, впрочем, не только в Алма-Ате. Например, Киевская киностудия была эвакуирована в Ашхабад. Именно там был снят один из шедевров военного времени – фильм "Радуга" Марка Донского, главная героиня которого – Олёна Костюк – становилась партизанкой. "Замерзшее зимнее украинское село было воссоздано в сорокоградусную жару в туркменской пустыне с помощью искусственного снега, нафталина, стеклянных сосулек, которые специально выдувала местная фабрика", - пишет Нея Зоркая.

Премьера этого фильма состоялась 24 января 1944 года. Лента получила главный приз ассоциации кинокритиков США.

Кадр из фильма "Небесный тихоход"
Кинопроизводство не только развивалось, но и менялось в жанровом отношении. Ближе к концу войны появляются лирические и музыкальные комедии. В 1944 году — «В шесть часов вечера после войны» (режиссер Иван Пырьев) и в 1945-м — «Небесный тихоход» (режиссер Семен Тимошенко).

А еще людям нужна была сказка. В 1942 году Эраст Гарин и Хеся Локшина снимают картину «Принц и нищий», а сразу после войны, в 1946-м, на экраны выходит «Золушка» (режиссер Надежда Кошеверова). Идея экранизировать знаменитую сказку Шарля Перро возникла у режиссера в 1944 году, по дороге из эвакуации, сразу же началась и работа над будущим фильмом: подбор актеров, создание сценария и эскизов декораций. История о Золушке в контексте драматических событий тех лет нечто большее, чем просто история о девочке, награжденной за свою искреннюю доброту, трудолюбие и самоотверженность. Она стала символом поколения, пережившим и вынесшим на своих плечах все тяготы самой жестокой и самой кровавой войны в истории. Много позже Алексей Герман вспоминал «Золушку» как «нездешнее, невесть откуда и как возникшее, вопреки всему сияющее чудо…»
Всего в годы войны было снято более 100 художественных фильмов.
Использованы материалы с сайтов: https://tass.ru/ и https://culture.ru/